Современная архитектура — наследие советского авангарда

Советский авангард стал мощным феноменом художественной культуры, он опередил свое время и подарил стране новый вектор развития. Авангард также стал яркой эпохой и в развитии русской архитектуры: он оставил глубокий след в архитектурных произведениях 20 и 21 веков.

Вне зависимости от эпохи архитектура всегда оставалась особой эволюционной системой. В разных цивилизациях она отталкивалась от религии, культуры, философии, научно-технических возможностей и потребностей общества. Современная архитектура развивается в русле идеи её целесообразности и функциональности. Конструктивизм, зародившийся в начале 20 века, продолжает пользоваться популярностью и у современных архитекторов.

Современная архитектура — живой организм, продукт нового времени. Но она сохраняет и наследственную связь с авангардной эпохой, продолжает ее традиции. Сопоставим архитектурные решения современности и эпохи расцвета советского авангарда, чтобы проследить эту связь.

Для мирового искусства первая треть 20 века стала по-настоящему судьбоносной. В 1920-х годах на волне научно-технического прогресса началась интеграция искусства и архитектуры. Рождение новейшего стиля того времени стало результатом творческих поисков советских архитекторов. Пока страну раздирали политические потрясения, они смело испытывали левые течения изобразительного искусства, искали эстетическую красоту в геометрических формах, свободных от какого-либо декора.

Развитие абстрактной живописи стало фундаментом для выработки новых, формообразующих концепций и в архитектуре. Высвобождение формы и цвета сделало супрематизм в начале 20 века самобытным направлением искусства. Свобода формы у К.С. Малевича, основоположника супрематизма, проявилась в объемном супрематизме и его супрематическом «архитектоне».

Средства выразительности супрематизма — круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, — это комбинации плоскостей простых геометрических очертаний. Супрематизм стал прорывом для 20 века: он объединил статику и динамику, дал развитие дизайну, позволил отказаться от предшествующей ему эклектики в архитектуре. Супрематизм стал идейным вдохновителем, двигателем новой архитектуры объемных форм.

Одним из первых в архитектурном проектировании стал использовать идеи супрематизма архитектор Л.М. Лисицкий. Понимая масштаб творчества Малевича и его значение для развития архитектуры, он искал в новаторских творческих концепциях то, что можно было использовать в едином образе нового стиля. Талант Лисицкого проявился в стремлении перенести достижения конкретного замысла формообразования из живописи в другие виды искусства.

Лисицкий занимался переориентацией абстрактных плоскостей в объемно-пространственные. Так он создал свои знаменитые проуны — проекты утверждения нового, стилеобразующая роль в которых отдавалась простой геометрической форме. Можно смело утверждать, что работы Лисицкого стали проповедническими на пути формирования архитектуры будущего.

Другим проводником советской архитектуры являлся В.Е. Татлин. Огромное значение он придавал подсознательному творческому овладению материалом, синтезируя технические аспекты работы с художественной интуицией. Татлин исследовал новые технологии обработки материала, инженерные конструкции, искал новые решения функциональности внешней формы. Во многом именно его творческие поиски привели к созданию конструктивизма и рационализма будущего архитектурного авангарда.

В истории мировой архитектуры русский авангард стал проявлением исключительной архитектурной формы. Советский конструктивизм — результат авторского гения, индивидуальность которого легко узнаваема. Основой конструктивизма стала рациональность и прагматичность. Конструктивизм выводил образную идею проекта из его практического, внутреннего содержания, снимал эстетическую нагрузку со зданий.

 Дом Мельникова
Дом Мельникова. Фото: culture.ru

Главная задача авангардистов — устройство нового образа жизни. Идеологами русского авангарда были Моисей Гинзбург, Константин Мельников, братья Веснины. Они провозгласили принципы авангардизма:

— создание архитектурных пространств интерьера и экстерьера и условия их восприятия;
— правильности материалов и конструкций как основного эстетического средства выразительности;
— функциональности архитектурного сооружения (формирования инженерных процессов).

Главным порождением авангарда в советской архитектуре стал конструктивизм — стиль, отличающийся лапидарностью форм, геометризмом, монолитностью внешнего образа. Конструктивизм изменил эстетическое восприятие человека, он стал вторжением экстравагантного искусства в инженерный вид творчества. Архитектура авангарда стала миром воплощенной утопии, ее облик уже невозможно игнорировать. Энергетика, простота и художественный нигилизм конструктивизма — инструменты для строительства нового окружение человека и его предметного мира, с подчеркнутой важностью функционально-конструктивной основы сооружения.

Центром русского архитектурного авангарда оказалась Уральская область. Нигде в России, пожалуй, нет столько объектов авангарда, как в Екатеринбурге. Расцвет советского авангарда пришелся на 1920-е годы, когда искусство оставалось свободным. Авангардизм существовал недолго — около десяти лет, и до 1932 года был доминирующем стилем Советского союза, пока не стал жертвой политических течений. В начале 1930-х годов авангард оказался под запретом, а потому был обречен на гибель. На смену лаконичным линиям и строгому дизайну конструктивизма пришел «сталинский» ампир — с лепниной, орнаментами, скульптурой.

Штаб-квартира Центрального китайского телевидения в Пекине
Штаб-квартира Центрального китайского телевидения в Пекине. Рем Колхас

Возрождение советского авангарда затянулось аж до 1960-1970-х годов. Период был переломным не только для советской, но и для всей мировой архитектуры. Архитекторы того времени — Рем Колхас, Хаза Хадид, Стивен Холл, Норман Фостер, Людвиг Мин ван дер Роэ, Ле Корбюзье не раз отмечали сильное влияние авангарда 20-х годов на их творчество. Изучение проектов русских столпов архитектуры — Николая Ладовского, Ивана Леонидова, Константина Мельникова, братьев Весниных, и многих других, давало стимул двигать архитектуру вперёд.

Однако современная архитектурная школа великое наследие советского авангарда до сих пор не оценила. Достояние эпохи 20-х годов находится в плачевном состоянии, памятники архитектуры разрушаются из-за неверного мнения о «коробочкиной архитектуре» — социальном эксперименте советского времени.

Творческое наследие советского авангарда представляет интерес и сегодня. В жизни больших городов, в условиях медийного перенасыщения, как никогда актуальной становится потребность в лаконичных, простых формах. Именно конструктивизм позволяет передать функции внутреннего содержания на фасад, сохраняя индивидуальность зданий. Отталкиваясь от уникальных произведений авангарда, современные архитекторы формируют собственное представление об архитектуре.

Архитектурные формы сохранили роль познавательной деятельности, при этом теперь они стали средством выражения философии. Архитектурная форма стала феноменальным аналогом картины мира, формой познания и претворения сущностных и фундаментальных проблем.

Советский авангард и современная архитектура

Современная архитектура тесно переплетена с идеями советских архитекторов, их нереализованные проекты стали прообразами проектов нашего поколения. Например, орнаменты и ритмы Я.Г. Чернихова, — сегодня их можно увидеть в образе торгового комплекса «Ванцзин SOHO», спроектированного Захой Хадид. Чернихов в совершенстве владел графической техникой, — с помощью нее он проносил новые ритмы сквозь сознание в искусство. Хадид использовал один из его орнаментов — надуманную пространственную комбинацию прямых и кривых, композицию линеарного порядка.

Другая композиция Чернихова — проект, напоминающий фабрику с плотной компоновкой и выраженной прочностью, — вероятно, стал источником вдохновения для японского архитектора Кензо Тангке. В его работе «Центр коммуникаций префектуры Яманаси» очевидно просматривается схожий синтез простых геометрических фигур, формирующих ритмометрическую плотную композицию.

«Башня-хэштег»
«Башня-хэштег». Фото: www.visuall.net

Чернихов в своих рисунках изображал архитектурный габитус будущих городов, формирующихся взаимосвязанными вертикальными и горизонтальными параллелепипедами. Аналогичная идея была реализована датским архитектурным бюро BIG для города Сеул в проекте многоквартирного комплекса «Башня-хэштег». Комплекс представляет собой трехмерную конструкцию, состоящую из параллельных башен. На высоте 70 и 140 метров их перпендикулярно пересекают мост, — концепция очень напоминает архитектурную фантазию Чернихова из цикла «Основы современной архитектуры».

Один из самых знаменитых американских небоскребов — Эмпайр Стейт Билдинг, спроектированный Уилльямом Ф. Лэмбом, стал воплощением архитектона Малевича. Идея основателя супрематизма представляет собой многоуровневую, вертикальную композицию, в рамках которой художник изучал пространственные возможности архитектурных объектов с помощью произвольного выдавливания объемов из башни. Опыт Малевича можно найти и в других известных проектах, например, в 5-м авеню 500 архитектурного объединения Шрив, Лэмб и Хармон.

Еще одним ярким представителем советского конструктивизма был И.И. Леонидов. В центре философии его проектов — концепция простых объемов, ведь именно правильные формы являются идеальным языком геометрии. Он сливал объемные формы их параллелепипедов в гармоничные композиции, создавая ясные и простые образы. Его прямолинейные формы вдохновили Нормана Фостера на создание проекта Инновационного технологического центра «Comcast».

Другой проект Леонидова — «Дом промышленности», представляющий собой стеклянный параллелепипед, воплотился в идее Ми сван дер Роэ в проектах небоскребов Нью-Йорка и Чикаго. Главным принципом советского архитектора оставались ясные, лаконичные формы, — в современной архитектуре концепция стала основой для неофункционализма.

Л.М. Лисицкий создавал передовые проекты горизонтальных небоскребов для Москвы, его идеи должны были стать новой объемно-пространственной композицией города. Огромное впечатление на архитектуру советской эпохи произвел замысел гигантских консолей верхних этажей, парящих над сооружением по принципу постовых сооружений. Во времена Лисицкого реализовать такой проект было невозможно из-за экономических и технологических ограничений того периода.

Зато пятьдесят лет спустя израильский архитектор Моше Сафди смог воплотить замысел Лисицкого в Грузии — в здании Министерства автодорог Грузии в Тбилиси. Сочетание горизонтальных корпусов, закрепленных на коммуникационные опоры, создает пространственную градостроительную структуру. Эта идея Лисицкого нашла отражение и в проекте Захи Хадид для виллы «Capitall Hill».

Capitall Hill. Заха Хадид
Capitall Hill. Заха Хадид

Ни одно направление мировой культуры не имело такого отклика во всех сферах жизни как советский авангард. В 1960-1970-х годах, возвращаясь на арену мирового искусства, он совершил ещё одну революцию в развитии дизайна и архитектуры. И сегодня, спустя сто лет после своего зарождения, концепция абстрактной аллегорической архитектуры остается актуальной. Сливаясь с новыми конструкциями, технологиями и материалами, она превращает архитектурную форму в скульптуру, — о чём когда-то мечтали основатели советского авангарда.

Современная архитектура как продолжение конструктивизма использует синтез простых геометрических форм, посредством динамики, ритмометрических закономерностей моделирует сложные объемно-пространственные композиции.

Архитектура городов мира развивается вверх, все чаще напоминая концепции футуристических городов. Современные мегаполисы все чаще вызывают в памяти фантастические рисунки супрематистов из вертикальных «ахитектонов». Эстетика советского авангарда оказалась актуальной и спустя столетие, — она полностью отвечает современным требованиям к рациональности и функциональности. Новые конструкции, строительные материалы помогают выражать экспрессию архитектурной формы, что было недоступно для советских авангардистов 20-х годов.

Очевидно, что облик современных городов меняется благодаря утопическим идеям архитекторов начала 20 века. Востребованность идей классиков советского конструктивизма — свидетельство неравнодушного отношения мировой архитектуры к наследию эпохи русского авангарда.

Иллюстрация: Walerija Weiser

Читайте также:

  • Вот человек, идущий на меня, я делаюсь короче, я меняюсь, я им задавлен, оглушен, я смят, я поражен, я просто...

  •   Две работы Вальтера Беньямина из книги «Девять работ» (серия «Фигуры философии»): «Неаполь» и «Путь к успеху: тринадцать тезисов». Вальтер Беньямин — воплощение образцового...

  • Эссе Михаила Эпштейна. Амероссия. Избранная эссеистика / На русском и английском языках. — М.: Серебряные нити, 2007. — 504 с. — (Серия: Параллельные тексты). Каждое место на земле —...