30.09.2020

Воспитанные волками: трансгуманистический праксис

«Воспитанные волками», HBO Max

Сериал «Воспитанные волками» (Raised by Wolves) — проект HBO Max, стал одним из самых успешных сериалов компании. Хотя эксперты относятся к этому скептически: сериал стал успешным перед новогодними праздниками и отсутствия других успешных сериалов. «Воспитанные волками» все же содержит в себе идеи для размышления. За счет своей научно-фантастической концепции воспринимается как теория о возможном будущем.

«Воспитанные волками» — постапокалиптический проект, где уже не люди спасаются от андроидов, а последние спасают человечество, во всяком случае это прослеживается на протяжении всего проекта. Главная идея сериала — это столкновение человеческого разума и его производных, выраженных в андроидах.

Сериал «Воспитанные волками» вышел в прокат в сентябре 2020 года. Исполнительным продюсером (шоураннером) сериала стал Аарон Гузиковский, но режиссером первых двух эпизодов был Ридли Скотт, выступавший к тому же продюсером. Гузиковский более известен за счет ремейка «Мотылька», Ридли Скотт — вселенной «Чужого» и фильмом «Бегущий по лезвию».

«Воспитанные волками», HBO Max

XXII век. Начало — это человек в любом случае, последний или создавший роботов — его идея, его мозг. Всё начинается с человека, выращенного системой или в системе. Андроиды Мать и Отец прибывают на планету Kepler-22 b и начинают выращивание при помощи искусственной матки 6 детенышей людей. Андроиды показываются как алгоритмы совпадающей программы, не знакомые друг с другом они начинают выполнять свою миссию.

С появлением людей «из пробирки» у первых появляются идеальные родители, то есть андроиды, но при всем при этом человек остается человеком. Авторы скорее хотят показать не вид «маугли», который выращивался не в человеческой среде, а саму идею взаимодействия постчеловеческого с человеческим.

У андроидов есть своя религия — прототип человеческой религии, это вера в своего «создателя», вера в свою миссию, заложенную в них с помощью программы — это их суть и они не знают другой. Но в отличие от человеческой религии, подобие религиозного опыта у андроидов — это сопряжение их миссии с невозможностью выбора, или по крайней мере невозможностью желать.

Андроид Мать убивает андроида Отца — и с этого момента начинается матриархат. Правда, после андроид Отец будет восстановлен. С другой стороны, это аллюзия на убийство Каином Авеля — нежелание или невозможность увидеть «Другого».

В «Воспитанные волками» все строится на прагматике — если это убийство — значит, оно ради общей задачи, миссии, которая была придумана человеческим гением, все остальное выступает фоном.

В фильме есть «ковчег» — космический корабль, на котором спасаются люди, — отсылка к библейскому ковчегу. Начало сезона строится на том, что для того, чтобы выжить, нужно на этот ковчег попасть, но уже в конце сезона — за счет деятельности андроидов — он не играет уже главной роли.

«Воспитанные волками» пересматривает библейскую историю разделения верующих и неверующих, изображая положение вещей с точки зрения науки.

В начале сериал показывает религию как бессмысленную мифологию, никак себя не проявляющую. Главная религия в сериале — митраизм, своего рода прототип древней монотеистической религии, где главным божеством выступает солнце, оно же «Соул».

Творец у андроидов — общий вселенский разум, консилиум человеческих и постчеловеческих знаний. Программа андроидов подчинена определенности, конкретности, при этом имея какую-то часть от человеческого, андроиды хотят выйти за рамки своих ограничений, наблюдая за людьми и их жизнью.

У андроидов нет сочувствия и совести, но где-то в середине сезона андроид Мать заходит в симуляцию и наблюдает за собой со стороны.

Вера в бога Соула у людей противостоит искусственному интеллекту. Андроид Мать чем-то напоминает прототип технологий, которые будут управлять человеком. В сериале андроид Мать называется «Некромантом», вначале она раскрывается как олицетворение зла, а затем — как инженерный принцип, запрограммированная форма жизни во благо всех людей.

Запрограммировал андроида на спасение — хакер, рожденный в семье митраиста, предатель для первых. Задачей хакера было — выращивание атеистов и надежда человечества. Попытка избежать религиозного сознания будущими поколениями. Последняя не увенчалась успехом, т. к. из андроида Матери появилась новая «мать человечества».

«Воспитанные волками», HBO Max

В «Воспитанные волками» есть грань абсурда, неопределенности — вроде бы верующие в митраистского бога и выглядят как средневековые фанатики, но в то же время не единожды те, кто считал себя атеистом, вдруг «начинает слышать голоса». И сам бог Соул запрещает человеку убивать главного врага людей — андроида «Некроманта», говоря: «пощади ее». В то же время сценарист не дает четкого ответа — действительно ли это голос некого божества или это какое-то наваждение.

В «Воспитанные волками» изображается социальная модель мира, состоящая из верующих в церкви, религии, других верующих, находящихся вне институтов, и атеистов. Все это изображается на фоне возможных технологических прорывов: в мире с андроидами, интригами, крайностями.

Сериал показывает, что создание роботов — это замысел божества, несмотря на атеизм разработчиков андроидов. В сюжете уже сами люди, дети, бывшие ранее заложниками роботов, делают выбор: одни дети выбирают людей, другие — андроидов. Перед нами раскрывается картина реализации любви к роботам и людям.

Религиозные люди из культа Митры — уничтожили землю и существуют только в парадигме общего компромисса как часть временной человеческой природы.

Люди движимы эгоизмом, а роботы лишены чувств, но зато последние выполняют свою программу, идеалистическую, которая была заложена в них атеистами.

Первая серийная декада заканчивается тем, что роботы и люди — часть одного целого, одного составляющего мира, но у них отличается природа или функционал.

Сериал предполагает появление неожиданностей между роботами и людьми, заложенных в них авторами, а голос Соула — становится предиктором сюжета.

Со временем становится уже непонятно, кто кому подчиняется и кто на что запрограммирован. Сериал показывает, что, возможно, сама программа андроидов, созданная человеческим разумом, подчинена какой-то сверхидее, связанной с будущим. Эта идея реализуется без отступления от программы, — она в отличие от человеческого эгоизма не подвержена факторам сомнений, страстям, какой-то рефлексии.

«Воспитанные волками» показывает неразрешенность противоположных мнений — атеистических и религиозных, переход одних к другому и наоборот. Андроид-лекарь начинает говорить о том, что в андроида Матерь была заложена технология от Соула на закате цивилизации, — та считает, что это «митраистская пропаганда». Каждый верит в то, во что его запрограммировали. Но у андроидов нет тех свойств, которые есть у человека — желаний, веры, чувств.

Что отличает людей от андроидов, не программируются ли они также, теми же технологиями или средой? Об этом рассказывает сам сериал, — конечно, с подачи режиссеров.

«По первым 53 минутам сложно понять, каким сериалом будет „Воспитанные волками“. Но также сложно не сохранить веру — что забавно, ведь всё шоу как раз о вере — в то, что всё это может развернуться в нечто впечатляющее» (Дэниель Файнберг, The Hollywood Reporter).

Я бы не сказал, что фильм о вере, — возможно, о вере, но как эффекте человеческого сознания, и о вере как о неизвестной технологии.

«Воспитанные волками» созданы во вселенной атеистического сознания. Несмотря на все обилие религиозных моментов в сюжетной линии — культ Митры это всего лишь пережиток прошлого, древний культ, сосредоточенный на природных явлениях, породивший теократическую систему, — что, в принципе, так и есть. Но в сериале этот культ выступает как прототип всех религий.

Если во вселенной сериала и есть некое божество, то это демиург, некий человек или коллективный разум, в планах которого было будущее человечества, в том числе андроиды.

Поделиться: