04.02.2020

Современный дадаизм, или Сакральная бессмысленность интеллектуалов

Современный дадаизм

Дадаизм, он же дада, — нигилистическое концептуальное движение переосмысления социальных и государственных процессов через отрицание и сакраментальный инфантилизм. И если дадаизм в Швеции, Франции и Германии в начале прошлого века затрагивал проблемы войны, бессмысленность человеческих жертв, отрицание рационализма и логики, то дадаизм сегодня — это бессмысленность псевдоинтеллектуального дискурса, которым определяется жизнь современного интеллигента.

Это разговоры о философах на кухне, обсуждение либертарианства и марксизма, это вечная весна инфантилизма и стремление к образованию. Последнее хоть и несёт в себе положительные моменты, но в своём определяющем человеческую жизнь — всё такое же бессмысленное. В глубине души интеллектуалы это переживают, ведь в этом и заключается философия дада — в отчаянии от происходящего. Можно, конечно, это компенсировать всё тем же образованием, или привычным для интеллигента — абстрагированием от действительности, что на время даст веру в свою уникальность. Если бы на этом не строились различные институции, в том числе образовательные учреждения, то это можно было бы назвать обычным атеизмом, но дадаизм отличается от последнего тем, что он создаёт некий смысл в бессмысленном, — в том, что не имеет значения.

Для неверующего человека Бога и религия — это выдумки человеческого ума, но по-большому счёту то же самое можно сказать про всё, что угодно. Атеисты выделяют достижения учёных, не потому что они раскрывают смысл жизни, а потому что делают жить более комфортной и удобной, а вместе с тем более разнообразной. Но в этом случае даже сами атеисты рассматривают научное сознание как один из вариантов деятельности учёного, который может быть верующим, — в этом случае, с точки зрения атеизма, такой учёный будет с «дефектом». Но ведь то же самое можно сказать и про атеизм, который пытается объективно воспринимать действительность и человеческую жизнь через ограниченность научного подхода.

Современный дадаизм — условный дадаизм, потому что никто из интеллектуалов себя к нему относить не будет. В том числе потому что канонический дада слишком резок, ограничен, привязан к временным рамкам. Ключевая идея светской интеллигенции — отрицание Бога, Его заповедей, и поиск любых смыслов в мире. Когда нужно быть серьезным — это наука, когда становится скучно — это разговоры о котиках и конспирологии. Это мейнстрим, сегодня это культ науки, гаджетизма. Встречаются дадаисты, которые религиозны, но для которых Христос — это своего рода персонаж Звёздных войн или герой средневековых романов. То есть в этом случае религия выступает в роли некого интереса, жизненного кредо.

Для современного интеллигента жизненное кредо важнее всего. Всё, что принято считать в среде интеллектуалов достойным: карьеризм, образование, наукократия, и близкий ему дадаистический (бессмысленный, интеллигентный) аскетизм — институции, которые существуют параллельно цивилизации. Как и идеология атеизма, которая может быть сама по себе, а может быть связана с культом науки. Для интеллектуалов Бог не настолько важен, как важна их репутация. Даже если интеллектуал будет рассуждать о жертвенности, он будет это делать для того, чтобы выглядеть великодушным, кумиром.

Современный интеллектуал чурается веры, он боится ассоциировать себя с религиозной толпой, и поэтому отдает предпочтение тому, что больше почитается в образованных кругах. Если брать современных религиозных интеллигентов, то они так же, как и светские интеллектуалы предпочитают быть с тем, что имеет больший статус. Тот же Александр Мень был не столько популярен за счёт своих богословских работ, сколько был сам интеллигентом.

Что же это за инакомыслие, которое всё время предпочитает приспособленчество, явное или скрытое, которое выбирает то, что почитается в мире? Ответ прост — это такое инакомыслие, где нет Бога. А где нет Бога, там и нет подлинного желания поиска смыслов жизни, зато есть обольщение собственной личностью, обольщение идеалами себе подобных. Это же касается и фанатиков от веры, которые хотят быть частью чего-то большого, того, что подтверждено другими, и боятся думать иначе.

Термин «интеллектуалы» появился после выхода в 1898 году «манифеста интеллектуалов», который подготовили дрейфусары во Франции, которые были вдохновлены протестным письмом Эмиля Золя французскому президенту. К российской действительности это имеет такое же отношение, как и какие-нибудь буланжисты (ультраправое движение во Франции). Интеллектуал стал синонимом мыслящего, умного и образованного человека, — некий подвид определения интеллигента. Последний имеет более широкое значение, а именно — человека, который видит суть вещей.

Возвращаясь к идее Бога — без неё «человек мыслящий» — высокомерный интеллигент, который может изучать историю, заниматься философией, изучать искусство, и многое другое — а всё бессмысленно. Как и в случае с атеизмом, который обозначил себе идею внутри других процессов (научного сознания) и сделал её культом, так и само отношение к идее интеллигенции — не более чем человеческий продукт, который тешит его самолюбие, значимость. То же самое касается и религиозных интеллигентов, для которых собственное имя важнее идеи Бога. Бессмысленно ждать чего-то особенного от такого интеллигента.

Фото: Arturo Esninosa

Поделиться: