02.04.2020
Вера и религия

Бог в эпоху коронавируса

Главная ошибка религиозного сознания — относиться к Богу как к бессознательной силе. Теоретически в любой конфессии, где существует личностный Бог, казалось бы, по определению такого быть не может и не должно, но в действительности это зачастую именно так. Главным образом это касается жизненного вопроса «что делать?», сюда же можно отнести вопрос о смысле жизни, предназначения. Религиозное сознание в его обыденности понимает свое личностное начало, а если быть точнее — эгоистическое, как проводника воли Бога на земле. Сегодня у многих стоит установка — «изменить мир», «донести», приобщить и т. п., тогда как в действительности и эти состояния и вопросы, упомянутые выше, отменяются, с пониманием того, что только Богу известно будущее, только Ему ведомо устройство не только законов мира, но и общества, человеческих судеб. Почему же большинство людей относится к Богу как к бессознательной силе? Потому что думают, что от них «должно» что-то зависеть, что без их плана действий ничего в мире не изменится, в том числе они сами. Приходя к тому, что Бог трансцендентен, то есть непознаваем, мы можем осознавать Его величие и над нашим миром, в котором мы себя проявляем. Однако в отличие от свободы выбора и нашей деятельности замысел Божий сокрыт от среды, в которой проходят все социальные явления.

Закон перемены вещей

Вопреки обратному, законы мира устроены таким образом, что чем больше мы хотим что-то изменить, поменять, тем меньше вероятность, что это изменится, но не по инициации своих действий, а по намерению и цели. Речь, конечно же, идёт в данном случае не о материальном благоустройстве, а о вопросах духовного состояния мира и общества, законах, которые с ними связаны. Невозможно заставить человека верить, поменяться его в соответствии с той или иной системой вещей, сделаться «лучше». Человеческая душа более всех остальных творений вовлечена в духовные процессы мира и историю; причем под духовными процессами в данном случае не имеются в виду духовные состояния самой души и образ жизни, а высокий уровень человеческой души по сравнению с другими творениями, — например, с животными, — её судьба, как и судьба мира. То есть можно сказать, что человеческая душа находится за пределами законов материального благоустройства, хотя последнее может зависеть напрямую и от него. В случае материальных целей, касающихся изменений во внешнем мире, — если человек поставил себе цель, — он может ее достичь, но в этом случае работает не только закон уверенности, напористости, но и сама цель как дар или часть судьбы человека, которая воспринимается им не на уровне его разума, но на уровне его души и жизни, — то есть дается Богом. Этот пример касается только типа сознания, которое воспринимает божественный дар, даже если оно в своей мыслительной сути не придает ему особого значения. Такой тип сознания в наименьшей степени зависит от социальных и иных предрассудков и действует согласно своей интуиции. Другой тип сознания (один из многих) — сознание злодеев, которые строят «злые планы», как против праведников, так и просто совершая зло в мире по своей сути. Если таковые делают зло и ставят себе цели по их достижению, они уже связаны с не Богом, а с дьяволом, и с другими законами, которые позволяют проявляются в мире злу. Но вернёмся к тому, о чём шла речь в самом начале — о невозможности проведения света в наш мир будучи в состоянии попытаться этот свет осмыслить, — то есть установить зависимость от себя, своего предназначения, и даже сознательного понимания законов Всевышнего, и влияния на мир. В Евангелии приводятся слова по поводу завтрашнего дня: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34). Речь, конечно, не идет о личных делах внешней жизни, которые зависят от планирования, хотя и о них тоже, когда человек погружен в то, «во что одеться» и «что есть»; но речь идёт о том, что в нашем мире многие вещи происходят вне зависимо от наших представлений и знаний, и в этом смысле философия невмешательства Бога в мир ошибочна. Всё происходит в этом мире через человека, но не всё от него зависит, последнему дано лишь знать о добре и зле, приобретать себе хорошие качества души и делать дела во имя Всевышнего, ощущать Его влияние на себя и на окружающий мир, но не пытаться при этом поменять последний.

«Да будет воля твоя…»

В этом смысле учение Господа о непротивлении злу, о молитве за врагов, опять же в случае возникновения в душе выбора (а если он возникает, значит, это может быть угодно Богу), как бы стирает всю общественную закономерность духа, стереотипов, как всё должно быть и устроено. Очень значительно в этом случае раскрывается смысл слов — «да будет воля твоя на земле, как на небе», которые не строятся на том, чтобы привести всё человечество в свою религию, веру, или даже только близких, но иметь любовь к ближнему. Последняя очень важна, потому что ближним может оказаться кто угодно, и не только по отсутствию стереотипа деления на «эллинов и иудеев», но из самой установки принятия во имя Божье любого человека, в котором может раскрыться Бог, когда это происходит уже не из человеческих представлений, а из состояний души.

Религии, как правило, устанавливают себе чёткое положение того, кто такой ближний. Либо это член собрания, церкви, общины, либо это каждый человек. И в этом случае исключается «Бог живых», — то есть Господь живых душ, чье бытие раскрывается в мире через Его волю, а не тех, которые живёт по мертвым законам, которые застывают в динамике духа мира. Таким образом, исполнение слов «да будет воля Твоя на земле, как на небе» должны быть желанием, а не частью собственного плана по изменению мира, — желанием, которое не судит о воле Творца, но которое связано с волей различения добра и зла. Мы не только становимся частью плана Творца, но и делаем всё, что в наших силах, но уже не беря на себя прерогативу, каким должен быть мир в своём завершении, как и будущее человечества, не социальное, а в соответствии с духовной судьбой мира, которая может быть любой.

Бог, не по Своему существу, но по образу жизни и типу сознания людей, становится бессознательной силой для последних тогда, когда человек умаляет влияние Бога на мир, когда ему кажется, что Бог не вмешивается в его дела и жизнь конкретного человека; в этом случае, сам того не осознавая, такой человек хочет создать во всём мире свою систему законов, которой бы подчинялись все остальные, а он бы занял в ней соответствующее положение. Как в случае со священниками, пастырями, раввинами, имамами, учителями, которые себя такими позиционируют. Христос сказал не называть друг друга учителями и по этой причине, а не только потому, чтобы не возвышаться друг над другом. Прежде всего это не считать себя «учителем» внутри самого себя, а не только не называться. Но быть отстраненным от своего «я», когда дело касается веры в Бога, — стать частью Его, и для себя стать никем, касаемо того, что может планировать человеческое сознание. И противоположно этому человеческое сознание хочет сделать своё или влияние других людей, которые находятся с ними в одной системе, — официальным, общественным, чтобы оно существовало через традицию убеждения, исторические систему авторитетов.

В писаниях существует два типа священства: родовое — коэны (ивр. כֹּהֲנִים) и их помощники левиты (ивр. לֵוִי) — представители колена Леви из израильского народа, которые были избраны нести ритуальную службу в скинии и храме. Второй тип священства — наднациональный, надродовой, который установился с приходом Христа, в котором представитель из любого народа, имеющий веру в Господа, — становится духовным наследником статуса священника Израиля, посредником для которого становится первосвященник — Христос.

Только из этого можно сделать вывод, что будущность устанавливается Богом, причем самым неизвестным ранее людям образом. Несмотря на то, что о Христе уже существовали пророчества в Торе и Пророках, Его пребывание на земле и учение раскрылись в еще большей полноте, распространившись на всё человечество. Можно ли в таком случае сказать, что Бог не вмешивается в наш мир, если сам Он воплотился в сыне человеческом и принес великую жертву во искупление всех уверовавших людей? Ещё пребывая на земле Христос сказал, что всем верующим в него будет послан «Утешитель», то есть святой дух, который будет давать людям знание и дух различения: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Инн. 3:8); «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его…» (Инн. 14:16–17).

Всеведущий Бог и идолопоклонство

Задача верующих в Бога — принимать Его волю и желать её, даже если её раскрытие может идти вразрез многим общественным представлениям и надеждам. В конце концов Евангелие говорит нам: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14). Это отнюдь не означает социальное бездействие, регрессию, упаднический настрой, связанный с концом света. Корневая идея Евангелия — концентрация на Царствии небесном, которое находится внутри человека, любви к Богу и ближнему. Если понимать последнее в широком смысле, то вопросы о том, какое должно быть существование человека в этом мире, чтобы он был счастливыми, отпадут сами собой. В этом ключе не противоречат социальному благоустройству и примеры с отрешением от мира, в которых Христос призывал следовать за ним, раздав всё своё имущество. Данная проблема решается тем, что каждый человек, занимая своё место, всё равно будет занят своим, и его деяния не будут умаляться, если он будет действовать во имя Божье и во благо людей, — раздаст ли он имущество или сделает жизнь других лучше другими способами. Таким образом мы исключаем еще одну установку об определении единственно верного образа бытия, которое оторвано от Бога живых.

С появлением в мире коронавируса большинство сделало акцент на абсолютно внешних причинах, будь то будущее государства, церкви или на собственных представлениях о том, каким должен быть мир. Кто-то убежден, что эпидемия коронавируса — это мировой заговор медицинских структур и финансовых корпораций. Но даже если допустить последнее, — то и это в мире не возникло случайно — а как заговор, который попустил Бог, и который соответствует условиям судьбы мира в его настоящий момент, как и состоянию многих людей. И в этом смысле мы не можем утверждать, что является благом, а что злом, по тому состоянию, в котором пребываем. Идолопоклонство в данном случае — желать того, что исходит из стереотипов о Боге: о спасении всего человечества, устроения земного царства на земле, равно как и мысли о Конце света как о «единственном варианте» будущего.

Евангелие говорит нам аннулировать своё «я» и желать воплотиться воли Божьей на земле. Исходить из внутреннего поиска ближнего через Бога и его дух, а не через внешние признаки, довериться Его воле и ничего не бояться: «Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень…» (Пс. 90:5–6). Как и помогать тем, кто имеет в себе веру в Бога, даже если взгляды и мировоззрение отличаются от твоего, — если между такими людьми Бог установит положение ближнего.

Поделиться:

Читайте также:

  • Когда Гвиневера умерла И обрушилось королевство, Озаряемые светом Грааля Ладьи стояли у пристани, Ожидая отплытия к Авалону. В дни, когда...

  • Притча с добрым самаритянином, который помог обессиленному еврею, является точкой откровения, в которой пересекаются человеческое милосердие и расположение. Христос раскрывает в ней духовное понимание...

  • «Еврейство и мировая история» из издания: Записные книжки Л. С. Выготского. Избранное. — М. Издательство: «Канон+», 2017. Еврейство и мировая история [Из тетради IV:] То, что я еврей —...