Религиозный опыт интеллигенции как путь спасения общества в философии Ивана Ильина

Известный русский философ И. Ильин считал, что организовать борьбу с общественным и личным злом, вывести страну из кризиса можно только при развитии духовного начала. А потому полезно обратиться к религиозному опыту русской интеллигенции, определить, какой она должна быть для того, чтобы вывести общество из кризиса.

Рубеж 20–21 веков для русского общества стал чередой новых потрясений, страна проходит процесс глубокой социальной перестройки, меняется общественно-экономический строй, формируется новый образ мышления. Трансформация политико-экономического устройства и даже социальных институтов происходит без учета международного опыта, особенностей национального менталитета. Это неизбежно подводит к резкой социальной поляризации, снижению уровня социальной защищенности и качества жизни.

После отказа от пути «верного учения Маркса» в нашей стране разразилась другая идейная катастрофа. Капитализм сделал излишними такие понятия, как созерцание, душа, вечность, ответственность, он лишил нас поиска абсолютного смысла жизни, подорвал веру в Бога и его заповеди как основу нравственности. Традиционная культура распалась, пришедший ей на смену «модернизационный шок» вызвал потрясение всего общества.

Сознание наших современников оказалось беззащитным перед опасностью массового растления. Уход от христианских идеалов привел человека на путь магии, оккультизма, сект, восточного мистицизма, распространяющихся в наукообразных формах.

Постмодернизм диктует относительность прежних критериев, ценностей и границ. Он уничтожил защитные системы, сложившиеся исторически, у целых народов. Были утрачены ценности национальной культуры, традиционного образа жизни, в общественном создании исчезли понятия «ценного», «должного», «нормы».

Судьба и спасение России в творчестве И. Ильина

И. Ильин — представитель отечественной интеллигенции конца 19 — середины 20 века, выдающийся русский философ, отчетливо видел состояние, в котором находится современный ему мир. Он осознавал глубину антропологического кризиса, видел пути, по которым может пойти страна в поисках выхода. Для И. Ильина идеал это прежде всего то, чем должен жить человек: «В сущности говоря, „идеал“ имеет религиозное значение: это есть религиозный Предмет, но переживаемый в аспекте неосуществленности, нереальности. Это есть совершенство, каким оно должно явиться, каким оно было бы, если бы оно было реально; совершенство, к осуществлению которого мы призваны, несмотря на нашу беспомощность и грешность» [1].

Главная тема творчества И. Ильина — судьба и спасение России. Ему пришлось застать Россию в состоянии перехода от консервативно-монархического державного устройства к социализму. Общество в тот момент испытывало не просто материально-экономические затруднения, страна погрязла в глубоком духовно-религиозном кризисе.

Спустя столетие Россия проживает похожий сценарий. Ильин предвидел крушение социалистического режима и новый переход от одного державного строя к другому. Тоталитаризм остается в сознании русского человека, но уже обозначено движение в сторону европеизма и американизма.

Октябрьская революция для русской интеллигенции, верившей в спасительность европейских государственных форм для судьбы России, стала настоящим безумием: идеализацией чужого, мечтанием равняться на Европу. Интеллигенция, как носитель «высших идеалов», должна была стать создателем новой системы ценности, первой пройти путь духовного обновления. Этот путь и есть выход из антропологического кризиса — духовного, религиозного, национального.

По мнению И. Ильина, только так можно возродить Россию, в то время как неверующая интеллигенция, не имеющая силы воли, идеи, спасительного плана возрождения, — потерявшая Бога интеллигенция, способна лишь либо пассивно смотреть на человечество, гибнущее от безбожия, либо отдавать безбожию все свои знания, силы и опыт.

Единственный путь преодоления духовного кризиса — возрождение, углубление, очищение религиозного опыта. Человечество должно заново научиться видеть Бога во всех сферах своей жизни: в искусстве, природе, семейной жизни, государственной службе, науке. Только в свете религиозного опыта возможно понять священное значение любви, научиться слышать голос совести, отличать добро от зла. Религия дает нам постичь честь и благородство, прекрасное и художественное искусство. Только внутренний духовный опыт указывает человеку его дорогу — за что стоит бороться, ради чего жертвовать и умирать. Только так человек может стать духовной личностью, с индивидуальным характером, со способностью наполнять духом общественную жизнь, семь, государство, науку, искусство. По мнению Ильина, «настоящий ученый знает, доколе простираются его знания, и потому он духовно скромен… и не переоценивает ни отвлеченную мысль, ни науку в целом. Вот почему он не верит в отвлеченные схемы и мертвые формулы и хранит в себе живое ощущение глубокого, таинственного и священного» [2].

Но сегодня человечество идет за другими ценностями, позабыв про Бога. Мы движимы наукой чувственного опыта, промышленностью, мы отвергаем дух, любовь, разум, свободу. Такое следование за внешними чувствами Ильин сравнивал с существованием животных, опирающихся на инстинкты и телесные потребности.

Что ждет человека на этом пути?

Ильин видел два пути человечества: либо возрождение религиозного опыта, когда человек принимает божественность происхождения нашего мира, вырабатывает в себе особый уклад духа и характера, либо падение в бездну пошлости.

Без Божьего луча все в мире становится пустым и мелким, — именно эту скудность Ильин, вслед за русскими классиками, называл пошлостью. Продолжением его идеи стало явление религиозной опустошенности и омертвения, потери священного смысла. В предметах, созданных Богом, нет места для пошлости, ее приносят в мир духовно скудные и религиозно мертвые люди, потерявшие способность видеть Божьи лучи в нашем мире.

Пошлая душа не имеет религиозного опыта, у нее нет вкуса к духовному, критериев и нравственных ценностей. Вокруг себя такой человек создает лишь духовную пустыню, он несет духовное бессилие и религиозную мертвенность. Он не способен создавать, творить ничего, кроме пошлости, угодливо соблазняющей толпу.

К чему стремится такой человек, ради чего он живет? По мнению Ильина — он не живет, а прозябает, занимаясь тщетой и суетой. Отдавая свои силы тому, чем не стоит жить, за что не стоит бороться.

Но каждый оценивает прожитую жизнь событиями собственного прошлого с позиции своего нравственного уровня, а потому и пошлость люди могут видеть по-разному. Удостоверение пошлости земной жизни возможно не перед общественным мнением, а лишь перед лицом Бога. Святость священного остается непоколебимой ни перед унижениями, ни перед пренебрежением даже подавляющего большинства.

Преклонение толпы перед грехом, пошлостью — результат низкого уровня духовности, оно не способно возвеличить ничтожное. Священное не подлежит голосованию.

Чем больше духовно слепых, неразвитых людей, не имеющих религиозного опыта, тем безбожнее оказывается каждое последующее поколение. Культура превращается в пошлость, а начать процесс духовного очищения и возрождения становится все сложнее.

Так в чем заключается религиозно-нравственное очищение? В отказе от пошлого, грешного, в обращении духи к божественному наполнению жизни, в обновлении жизненных желаний человека, которые должны стать прежде всего духовными.

Главный источник духовного опыта — духовная любовь, соединяющая человека с Богом. Только человек, наполненный духовной любовью, способен излучать в мир благодать, сосредотачиваться на совершенном и божественном. Только тот, кто зажег в себе свечу духовной любви, может делиться этой любовью с миром.

Любовь, стремление к совершенному — это главный источник веры в Бога. Она одухотворяет, воспитывает чувственную жизнь человека, предопределяет его решения, настроения, слова и дела. Именно в вере заключено главное оружие над врагом духовности — пошлостью.

Человечество все еще может найти выход из антропологического кризиса. И. Ильин еще столетие назад видел его в духовном обновлении всего человечества, в обретении Бога и раскрытии своего сердца. Познав Бога, обретя религиозный, духовный опыт, человечество будет создавать новую культуру, новое искусство и новое право. И интеллигенция должна стать первопроходцем на пути нравственного и религиозного Возрождения, чтобы затем стать проводником всего остального общества.

Список литературы

  1. Ильин. И. Аксиомы религиозного опыта. М.: АСТ, 2004. 54 с.
  2. Ильин И. Путь духовного обновления. М.:АСТ, 2006. 31 с.
Поделиться: